ИНДЕКС Биг Мака
Официальное название / бренд проекта
-
The Big Mac Index (Индекс Биг Мака)
-
Burgernomics
Краткое описание / характеристика / формулировка
Индекс Биг Мака (The Big Mac Index) – способ определения паритета покупательной способности, исходя из курса национальной валюты.
Авторство (Copyright) и бенефициарные владельцы / собственники
Индекс Биг Мака является интеллектуальной собственностью англоязычного еженедельного журнала (газеты) глобальной ориентации The Economist (https://www.economist.com/), принадлежащего британской медиакомпании The Economist Group (http://www.economistgroup.com/).
С 1928 г. половина акций The Economist принадлежит газете Financial Times (https://www.ft.com/), другая половина - независимым инвесторам, многие из которых являются работниками или журналистами издания.
Экспертно-аналитический пул
Эксперты и аналитики журнала The Economist.
Начало исследований и периодичность публикаций
Индекс Биг Мака рассчитывается: с 1986 г., в Российской Федерации с 31 января 1990 г.
Периодичность публикаций в издании The Economist: 2 раза в год.
Пример официальной публикации: https://www.economist.com/news/2018/07/11/the-big-mac-index
Форма представления результатов / итоговой информации
Графики, таблицы, инфографика.
Единицы наблюдения / выборка / география
Вначале исследований, в 1986 г., в составе Индекса Биг Мака было представлено 15 стран. В настоящее время его основу составляют около 60 развитых государств, включая Российскую Федерацию.
Объект исследования / исходные данные
Стоимость бургера (сандвича) Биг Мак ® в национальной валюте стран, включённых в Индекс Биг Мака.
Предмет исследования
Сравнительная степень паритета покупательной способности, исходя из курса национальной валюты.
Методология
За основу «корзины» берется один стандартный бургер Биг Мак © (отсюда – Burgernomics) корпорации McDonald’s (https://corporate.mcdonalds.com/ | https://mcdonalds.ru/), содержащий достаточное количество продовольственных компонентов, а именно: Биг Мак © - это большой сандвич с двумя рублеными бифштексами из натуральной цельной говядины на специальной булочке «Биг Мак» ®, заправленной луком, двумя кусочками маринованных огурчиков, ломтиком сыра «Чеддер», свежим салатом, и специальным соусом «Биг Мак» ®.
Методология расчёта Индекса Биг Мака позволяет с достаточно высокой степенью достоверностью выявить соответствие стоимости валют у стран с аналогичны уровнем дохода. В том числе, с учётом кризисных факторов, когда дорогая валюта особенно невыгодна. Слабая валюта же дает преимущество по издержкам и ценам на продукцию. Что наглядно демонстрирует Индекс Биг Мака.
Расчёты / логические схемы обработки полученных данных
Расчёт Индекса Биг Мака основан на теории паритета покупательной способности, по которой валютный курс должен уравнивать стоимость «корзины» товаров в разных странах (то есть отношение обменных валютных курсов).
Бургер (сандвич) Биг Мак ® используется экспертами в качестве эталона как основы Индекса Биг Мака по следующим причинам:
Корпорация McDonald's представлена в большинстве стран мира, а сам Биг Мак ® содержит в обобщенном виде «корзину» включающую: хлеб, сыр, мясо и овощи, что позволяет считать его «универсальным продуктовым набором» повседневного спроса определённой стоимости в той или иной стране. Что позволяет определять реальные обменные курсы валют различных государств.
Стоимость Биг Мак`а в каждой стране зависит от объёмов выпуска продукции, стоимости аренды, цен на сырьё, затрат на привлечение, функционирование и обучение персонала, а также и других многочисленных рыночных факторов.
В день первой публикации Индекса, бургер (сандвич) Биг Мак ®. стоил 47 центов США. В 1986 г., году, когда он стал американским национальным стандартом, его цена составила 49 центов. В ходе исследований The Economist отмечал рост стоимости до $1,60.
В 1990 г., на момент открытия первого ресторана McDonald’s в Москве, на Пушкинской площади, бургер (сандвич) Биг Мак ® стоил 3 руб. 75 коп., что по официальному курсу Государственного банка СССР равнялось 6 долларам 18 центам. Средняя заработная плата тогда составляла 248 руб. 50 коп. Цена Биг Мак`а в США была равна 2 долларам 10 центам. После того, как со 2 апреля 1991 г. в СССР были снижены цены, стоимость Биг Мака возросла до 10 руб., что было равно $4,44. В США Биг Мак ® в это время стоил 2 доллара 25 центов.
В итоге, на основе обработки полученных данных, Индекс Биг Мака (The Big Mac Index) корректно оценивает степень паритета покупательной способности, исходя из курса национальной валюты.